Марианский желоб – самая глубокая впадина на Земле. Там и по сей день продолжают открывать неизвестных науке существ – последняя такая находка была сделана в декабре прошлого года. Представляем вашему вниманию десятку самых необычных обитателей этого места.
Гримпотевтис
Когда мы думаем об осьминогах, то представляем себе крупную голову с восемью щупальцами. Но гримпотевтис принадлежит к семейству опистотейтовых, то есть зонтичных головоногих – он скорее похож на купол от зонтика. Более того, такого осьминога мог бы выдумать Уолт Дисней. Смешные, будто слоновые «ушки», выразительные глазки, рот с надутыми «губками» – и мультяшный образ готов. Несмотря на свои размеры, это маленькое (всего 30 см) существо – грозный хищник. В отличие от большинства других головоногих, оно не расклевывает свою добычу челюстями, похожими на клюв, а глотает червей и ракообразных целиком. Кроме того, это один из самых глубоководных осьминогов, который уютно чувствует себя на глубине 3–4 тысяч метров.
Иглорот
Если осьминог гримпотевтис выглядит вполне безобидно, то рыба иглорот, напротив, имеет очень грозный облик: огромные зубы, страшная морда, скользкая кожа без чешуи. Поскольку иглорот обитает на глубине свыше 1800 метров, где практически нет света, ему самому приходится быть себе лампочкой. Его маленькое, 15-сантиметровое, тело имеет биолюминесцентные органы, которые иглорот использует для общения с другими рыбами, защиты и в качестве приманки. На конце усика у него есть светящееся утолщение, которое мелкие рыбешки принимают за добычу, а в итоге сами попадают в прожорливую пасть иглорота. Некоторые представители этого семейства светятся красным – необычный цвет для обитателей глубин. Предполагается, что так они подсвечивают свою жертву перед атакой.
Бочкоглаз
Освещение – редкая и драгоценная вещь для непроглядных глубин океана. Поэтому бочкоглаз в процессе эволюции обзавелся очень необычными чертами, которые позволяют ему улавливать даже самый тусклый и рассеянный свет.
У этой рыбы прозрачная голова, внутри которой свободно двигаются похожие на бочонки глаза. Обычно они всегда направлены вверх, чтобы бочкоглаз мог видеть силуэты своих жертв, проплывающих над ним.
О существовании этого подводного чуда стало известно только в 1939 году, когда прозрачноголовую рыбу подняли с глубины в 762 метра. Но понаблюдать за ней не удалось – извлеченные экземпляры погибли из-за резкого перепада давления при подъеме. И только когда появились глубоководные суда с дистанционным управлением, оснащенные фонарями и камерами, люди смогли поближе познакомиться с бочкоглазами. Но мы по-прежнему знаем о них совсем немного: так, неизвестно, сколько они живут и как размножаются.
Медузы обычно обитают в верхних слоях воды, но бентокодон – исключение: он предпочитает глубину свыше 760 метров и любит держаться у самого дна. Выглядит это необычное существо как красная летающая тарелка диаметром 2–3 сантиметра с полутора тысячами длинных тонких щупалец по всему периметру. Именно эти «ножки» помогают бентокодону передвигаться сквозь толщу воды.
Питается эта медуза мелкими ракообразными и одноклеточными. А поскольку пища бентокодона часто оказывается биолюминесцентной, морские биологи полагают, что непрозрачная красная окраска служит для того, чтобы скрывать это сияние. Будь бентокодон прозрачным, как прочие медузы, в сытом виде его легко могли бы обнаружить более крупные хищники.
Глубоководный удильщик
Удильщик пользуется той же технологией ловли еды, что и иглорот: приманивает добычу светящимся шариком. Только у удильщика усик-«удочка» находится на лбу. Прибавьте к такому «украшению» бесформенное тело, острые как бритва зубы, гигантскую пасть – и останется только порадоваться, что габариты удильщика не соответствуют внешнему облику. Самки этой рыбы не превышают длиной 20 сантиметров. Самцы намного меньше – всего 2,5 см. Как можно размножаться при такой разнице в размерах? Очень необычным способом.
«Мужчина» прикрепляется к своей избраннице и в прямом смысле слова сливается с ней. Его плавники, зубы, глаза и некоторые внутренние органы растворяются – и остается только хранилище семени, которым в нужный момент самка оплодотворит икру.
Акула-домовой
Акула-домовой будто выплыла из кошмарных снов или фильмов ужасов: морда с гигантским носом, похожим на клюв, огромные челюсти, которые могут выдвигаться вперед, – и неожиданно розовая кожа. В отличие от удильщиков, эта грозная хищница отнюдь не кроха – она достигает 5,5 метра в длину. К счастью, шанс встретить такого «домового» в прибрежных водах очень мал – эта акула обитает на глубине 900 метров, причем чем старше особь, тем глубже она будет жить.
Как и в случае с большинством обитателей Марианской впадины, биологи очень мало знают об этих пугающих существах. Неизвестно, какова численность акул-домовых и как они размножаются (никто никогда не видел беременной самки). Таинственная и неуловимая рыба еще раз доказывает, как разнообразна жизнь на нашей планете.
Рыба-топорик
Эта суровая рыба и впрямь похожа на топор или тесак, плавающий на глубине 1,5 тысячи метров под водой. Все ее 40 видов очень плоские, металлически-серебристые и биолюминесцентные. Как хорошие ночники, топорики умеют изменять степень своего свечения в зависимости от того, сколько света поступает с поверхности. Это позволяет им лучше сливаться с окружающей средой, чтобы хищникам было труднее их поймать.
Плащеносная акула
Эволюция порой любит пошутить. Похоже, однажды она решила проверить, что получится, если скрестить угря с динозавром. Получилась плащеносная акула. Свое название рыба получила за шесть рядов волнистых жабер длиной около 1,8 метра. Но шесть рядов жаберных щелей – это мелочи по сравнению с 20 рядами острых зазубренных зубов.
На кого же охотится акула с таким арсеналом? На головоногих моллюсков, рыб и даже других акул. Долгое время считалось, что плащеносные хищницы должны нападать, как угри, на которых они так похожи. Но, как ни странно, стиль ее охоты похож на змеиный: рыба изгибается и быстро бросается вперед.
Живут плащеносные акулы на глубине более тысячи метров и редко попадают в поле зрения людей. Поэтому очень сложно сказать что-то определенное об их поведении и жизненных циклах. Рыбы, поднятые на поверхность, гибнут практически мгновенно, и единственный способ изучить этих необыкновенных существ – наблюдать за ними в их естественной среде.
Амфитретус пелагический
Будто призрак в пучине, осьминог амфитретус путешествует в самых отдаленных уголках Индийского и Тихого океанов. Опускаясь на глубину почти в 2 тысячи метров, это загадочное существо, в отличие от своих более «обычных» братьев, путешествует не в горизонтальной плоскости, а в вертикальной.
Кстати, сравнение с призраком не случайно. Амфитретус практически полностью прозрачен, а 8 его щупалец соединены тончайшими нитями, будто паутиной. Но самое удивительное в этом моллюске – его глаза. Они не круглые, а удлиненные, будто небольшие подзорные трубы, и способны вращаться вокруг своей оси. Столь нестандартные органы зрения дают осьминогу широкий угол обзора и позволяют видеть в темноте, царящей в глубинах.
Оседакс
Оседакс – многощетинковый червь, чье название в переводе с латыни означает «поедающий кости». Иначе его и не назовешь – оседакс действительно получает питание из костей умерших морских животных, в частности китов.
Червь выделяет кислоту, которая разъедает внешнюю часть скелета и позволяет оседаксу добраться до мозга. Затем в дело вступают симбиотические бактерии – они перерабатывают белки и жиры в питание для червя. Дышит пожиратель костей с помощью «пушистых» отростков на теле, которые добывают кислород из воды.
Самки оседакса могут вырастать до 5–7 см в длину, длина самцов – всего несколько миллиметров. «Дама» собирает у себя на теле целые гаремы, которые оплодотворяют ее яйца. Каждый день самки выметывают по несколько сотен таких яиц. Через сутки из них вылупляются личинки, которые через 1–2 недели оседают на питательном субстрате и принимаются кормиться костями наравне с «родителями».
Все более совершенные технологии дали нам возможность заглянуть в непроглядную пучину Марианской впадины, но по сей день это место остается одним из самых неизученных уголков нашей планеты. Его обитатели тщательно хранят свои секреты на глубине, такой же недосягаемой, как далекий космос. По крайней мере, недосягаемой пока.